ISSN 2227-9997
Журнал
Выходит 4 раза в год
 

Текущий номер

2017 №2(21)

СОДЕРЖАНИЕ

Музыка ХХ века

Опарина Юлия Михайловна (Москва; e-mail: julie-oparina@rambler.ru)

Поэтическая и музыкальная интонация в романсе Эдисона Денисова «Снежный путь» на стихи А. Блока   стр. 3

Статья посвящена музыкальности поэзии, рассматриваемой в ракурсе поэтической интонации как «звукосмысла» стихотворения, и проблеме ее воплощения в музыке (на примере романса Э. Денисова «Снежный путь» из вокального цикла «На снежном костре» Э. Денисова).

Ключевые слова: музыкальность поэзии, поэтическая интонация, звук и ритм в стихотворении, А. Блок, Э. Денисов


Из истории русской музыкальной культуры

Шеховцова Ирина Павловна (Москва; e-mail: irina-schech@yandex.ru)

Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики   стр. 19

В статье представлен краткий обзор разнообразной исследовательской деятельности В.В. Стасова, связанной с его увлечением историей богослужебного пения и, в частности греческой церковно-певческой традицией. Он проявил себя в этой области не только как ученый, оставивший ряд важных работ, но и как знаток рукописных собраний.
Осознавая недостаточность в России греческих источников, он способствовал их пополнению за счет фотоснимков и других форм копирования наиболее ценных памятников. Так, благодаря Стасову была получена копия знаменитого греческого трактата «Агиополит», хранящегося в Парижской национальной библиотеке (Paris. Gr. 360, XIV в.), он также содействовал пополнению Публичной библиотеки, где был сотрудником, фотокопиями ценных греческих музыкальных памятников афонских библиотек, полученных благодаря экспедиции 1859–1860 годов П.И. Севастьянова. В статье прослеживаются важные научные связи Стасова со многими выдающимися исследователями богослужебно-певческой традиции – князем В.Ф. Одоевским, протоиереем Д.В. Разумовским, епископом Порфирием (Успенским) и др. Его труды сыграли ключевую роль в становлении русской музыкальной византинистики и в целом отечественной науки о церковном пении.

Ключевые слова: В.В. Стасов, Д.В. Разумовский, П.И. Севастьянов, М.Д. Волконский, Порфирий (Успенский), музыкальная византинистика, Агиополит


Из истории зарубежной музыкальной культуры

Купровская Екатерина Олеговна (Франция; e-mail: denissova-bruggeman@wananadoo.fr)

Тот самый Эрик Сати   стр. 31

В статье делается попытка проникнуть в образ мыслей Сати сразу в нескольких из многочисленных направлений, которые подразумевает его творчество. Таковыми направлениями являются: 1) еsprit français (французский дух); 2) философская категория романтической иронии, заявленная Фр.Шлегелем; 3) архаическая невинность, сближающая Сати с мэтром наивного искусства Анри Руссо. Влияние Сати на последующие поколения объясняется не столько его творчеством, сколько его образом мышления, вбирающим свободу, безграничную выдумку и намеренную детскость представлений, презирающим условности, каноны и устоявшиеся пропорции.

Ключевые слова: Эрик Сати, еsprit français, романтическая ирония, архаическая невинность, Анри Руссо, Альфонс Алле, Константин Бранкузи

Кром Анна Евгеньевна (Нижний Новгород; e-mail: yannakrom@yandex.ru)

Эрик Сати в Америке   стр. 42

Статья посвящена рецепции творчества Эрика Сати американскими композиторами — эксперименталистами второй половины ХХ века. Переоценка наследия Сати связана с деятельностью Джона Кейджа, который сформировал отношение к французскому музыканту как к гениальному провидцу, предвосхитившему важнейшие открытия ХХ столетия (среди которых «фигуративная» нотация, статичная композиция, репетитивность, концепция прикладной музыки и другие идеи).
Используя исторический подход к изучаемому материалу, а также метод сравнительного анализа, автор статьи прослеживает особенности восприятия и интерпретации ключевых сочинений Сати в США, а также обсуждает музыкально-эстетические параллели между его произведениями и композициями представителей американского минимализма и постминимализма.
Сати и минималистов сближают экспериментальный характер творчества, интерес к дадаизму, Востоку, джазу, нарочитая простота музыкального языка, модальность, обращение к квантитативной ритмике, репетитивные принципы организации материи, работа в сфере прикладной музыки. Важные качества мышления Сати (балансирование между элитарным и демократическим, преподносимым и прикладным) оказались близки представителям американской экспериментальной культуры, бунтовавшим против усложненности музыкального языка послевоенного авангарда.

Ключевые слова: Сати, минимализм, Кейдж, репетитивная техника, квантитативная ритмика, статическая композиция, киномузыка

Баркалая Нино Оттовна (Москва; e-mail: nina_barkalay@mail.ru)

Музыка и слово в произведениях Эрика Сати   стр. 55

Как произведения, так и неординарная личность Эрика Сати (1866–1925) по сей день вызывают огромный интерес музыкальной и научной общественности. Этот факт объясняется уникальностью его судьбы и оригинальностью творческого облика.
Сложность Сати состоит в его мнимой простоте. Часто подобная сложность улавливается не благодаря музыке, а слову, которое сопутствует практически всем его произведениям. Благодаря непредвзятому анализу музыки композитора, он открывается как лирик, и во многом, как глубоко религиозный художник.
Изучение эстетики Сати приоткрывает нам дверь в основные тенденции искусства ХХ века. Это позволяет понять эти тенденции в их сходстве, взаимовлияниях и противоречиях.

Ключевые слова: Эрик Сати, Gesamtkunstwerk, футуристическая книга, Гимнопедии


Музыкальное образование

Богданов Юрий Александрович (Москва; e-mail: e-mail: yubogdanov@yandex.ru)

Деятельность Анны Даниловны Артоболевской в контексте отечественной музыкальной педагогики и традиций русской фортепианной школы   стр. 62

Статья посвящена педагогическим принципам великого советского педагога XX столетия Анны Даниловны Артоболевской.
На основе воспоминаний автора статьи о времени, проведенном в классе Анны Даниловны, дается анализ ее методики, в сравнении с традициями отечественной музыкальной педагогики XIX и ХХ веков и исполнительскими принципами русской фортепианной школы.
Одна из важнейших задач статьи — восполнение пробела, обусловленного отсутствием на сегодняшний день исследований жизни и педагогических принципов Анны Даниловны.

Ключевые слова: Анна Даниловна Артоболевская, русская фортепианная школа, «Первая встреча с музыкой», феномен Артоболевской


Слово композитора

Рабинович-Бараковский Александр Ильич (Швейцария; e-mail: arabinovitchb@yahoo.com)

О герменевтике — об интерпретации   стр. 74

Статья представляет собой философский экскурс в проблемы герменевтики музыкальных произведений. Имея огромный слуховой опыт, основанный на посещении концертов музыкантов с мировым именем, а также постоянно пополняющийся прослушиванием звукозаписей, автор статьи представляет сравнительный анализ многочисленных интерпретаций, опираясь на подобные научные опыты в разных областях познания: лингвистике (Маркус ван Боксхорн), истории религий (Мирсеа Елиаде), психологии (Карл Юнг), философии (Рене Жирар) и т. д.
Анализируя многочисленные звукозаписи, автор выявляет два вида интерпретативного подхода: буквалисткий, где исполнитель «обожествляет» нотный текст, и следует ему буквально, и созидательный, творческий подход, представляющий живую инициативу и неограниченную предрассудками свободу воображения и вдохновения.
Во второй части статьи представлен авторский выбор артистов и интерпретаций, его «музыкальный музей».

Ключевые слова: герменевтика, интерпретация, междисциплинарные исследования, Ф.Д.Э. Шлайермахер, Х.-Г. Гадамер, сравнительный анализ звукозаписей

Сведения об авторах    стр. 92

Аннотации и ключевые слова    стр. 94

Требования к статьям    стр. 101