ISSN 2227-9997
Журнал
Выходит 4 раза в год
 

Текущий номер

2017 №4(23)

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальные проблемы музыкознания

Гуляницкая Наталья Сергеевна (Москва; e-mail: natasergul@yandex.ru)

Гармония XXI века?   стр. 3

В статье Н. Гуляницкой ставится вопрос о «гармонии» как концепте — в его историко-теоретическом и педагогико-методологическом планах. Рассуждая о современном состоянии науки, имеющей глубокие корни, автор предлагает присмотреться к имеющимся основополагающим характеристикам гармонии, как-то: дефиниции понятия — ее содержанию и объему, предмету курса, «стилю времени», методу и методике и др. Подчеркивается важность хронотипологического подхода, представленного в современной эстетике, и разработки гармонии как существенной части поэтики музыкально-художественной композиции.

Ключевые слова: гармония, ХХ–ХХI вв., концепт, определение, современная ситуация, новая музыка, хронотипология, музыкальная поэтика


Древнерусское певческое искусство

Кондрашкова Лада Вадимовна (Москва; e-mail: ladakondrashkova@mail.ru)

Типы кадансов в демественном четырехголосии   стр. 15

Статья написана на основании доклада, представленного на интернет-конференции «Русские судьбы и русская святость в гимнографии, певческой книжности и духовно-музыкальном творчестве» (Российская академия музыки имени Гнесиных, 14–28 марта 2017 года). В статье рассматриваются вопросы, решение которых необходимо для правильной расшифровки этого диссонантного вида древнерусского многоголосия. Рассматривая порядок голосов в полной демественной партитуре, автор приходит к выводу, что самым удобным является расположение «низ-путь-демество-верх», которого и придерживается в опубликованной расшифровке Великой ектеньи. Просмотрев все песнопения рукописи РГБ, ф. 218 № 343, автор выявляет два самых часто встречающихся типа демественных кадансов и пять более редких.

Ключевые слова: древнерусское многоголосие, демество, строчное пение, крюковая партитура, демественные каденции


Казанцева Татьяна Генриховна (Новосибирск; e-mail: kerzak2002@mail.ru)

Минейный стихирарь певческого сборника Q.I.5 из собрания ГПНТБ СО РАН в ряду древнерусских стихирарей «Дьячье око»   стр. 27

В статье рассматривается Минейный стихирарь, находящийся в составе одного из певческих сборников знаменной нотации собрания Текущих поступлений ГПНТБ СО РАН (Новосибирск). На основе кодикологического и палеографического анализа Стихираря, а также исследования его месяцеслова и состава славянских памятей делается вывод о его принадлежности к категории «образцовых» стихирарей «Дьячье Око», а также о том, что он является самым старшим (среди выявленных на сегодняшний день) списком певческой книги данного типа.

Ключевые слова: знаменный распев, типология древнерусских певческих книг, Стихирарь, «Дьячье око»


Управление в сфере искусства

Родионова Дарья Геннадьевна (Москва; e-mail: sunshila@yandex.ru)

Аксиологические основы музыкального менеджмента   стр. 53

В статье рассматривается музыкальный менеджмент с позиций ценностного и смыслового анализа. Большое внимание уделено культурологическому осмыслению понятия «ценность» в различные эпохи, подтверждающему мысль о том, что аксиологическое значение приобретает управленческая деятельность, направленная на развитие и совершенствование музыки как искусства, и ее влияние на социальное развитие общества.

Ключевые слова: музыкальный менеджмент, ценность, аксиологические основы, творчество, управленческая деятельность, культура


Из истории русской музыкальной культуры

Топилин Даниил Игоревич (Москва; e-mail: d.i.topilin@gmail.com)

«Русская идея» в музыкальной культуре рубежа XIX–XX веков   стр. 61

Эстетико-философские обобщения и художественные тенденции в проекции на музыкальные явления русской культуры от древнерусского церковного пения до рубежа XIX–XX веков находятся в центре рассмотрения настоящей статьи. Предпринимается попытка выстроить целостную картину русского культурного существования в опоре на музыкальные откровения композиторов XIX — рубежа XIX–XX веков в контексте проблемы специфического соборного типа творчества; прослеживается постепенное разрушение соборности, приведшее к «буйству» индивидуального, антисоборного выражения художественных идей в музыке.

Ключевые слова: русская идея, русский мир, соборность, индивидуальность, трагический парадокс соборности


Из истории зарубежной музыкальной культуры

Митюкова Залина Закировна (Казань; e-mail: zalina-mityukova@mail.ru)

Неаполитанские «консерватории»-приюты XVIII века как педагогический феномен   стр. 70

Профессиональная подготовка музыкантов в четырех неаполитанских «консерваториях»-приютах XVIII века базировалась на строго регламентированной системе обучения, основы которой оставались незыблемыми в течение более двухсот лет.
На основе опубликованной документации консерваторий, исторических описаний XVIII–XX веков и современных данных в статье излагаются общие принципы обучения в этих заведениях (организация учебного процесса, характер изучаемых дисциплин, состав учащихся и их обязанности) и раскрываются особенности музыкальной подготовки воспитанников: специфика и взаимосвязь трех основных предметов — сольфеджио, partimento и контрапункт, метод enseignement mutuel, формы отчетности и исполнительской практики учащихся. Также в работе кратко освещается история консерваторий, указываются условия, способствовавшие их росту, и обосновывается смена их статуса на протяжении веков.
В консерваториях, являвшихся центром неаполитанской композиторской школы, большое значение придавалось преемственности педагогических традиций между поколениями музыкантов. Универсальная музыкальная подготовка, на которую было нацелено обучение воспитанников, впоследствии способствовала широкой их востребованности в Европе и за ее пределами.

Ключевые слова: неаполитанские консерватории XVIII века, неаполитанская школа, музыкальная педагогика XVIII века, partimento, сольфеджио, контрапункт, Ф. Дуранте, Л. Лео


Музыкальный театр

Пилипенко Нина Владимировна (Москва; e-mail: n_pilipenko@mail.ru)

Жанровая терминология в австрийском музыкальном театре первой трети XIX века   стр. 85

В статье рассматриваются особенности жанровой терминологии в австрийском музыкальном театре первой трети XIX века. Многообразие и неоднозначность наименований, принятых для обозначения музыкально-театральных жанров в эту эпоху, ставят перед исследователем проблему их правильной атрибуции. Эта проблема может быть решена только с учетом практики употребления различных терминов, которая показывает, с одной стороны, отличия от тех значений, которые мы придаем им сейчас, а с другой, определенную динамику в изменении этих значений на протяжении первых тридцати лет XIX века.

Ключевые слова: австрийский музыкальный театр, опера первой трети XIX века, жанровая терминология


Белоусова Яна Юрьевна (Москва; e-mail: speranza84@mail.ru)

Стиль речи «маленького человека» в опере Г.С. Седельникова «Бедные люди»   стр. 99

Тема «маленького человека» — одна из важнейших тем в русской литературе — вошла и в музыкальное искусство. Подтверждением тому служат оперы на тексты Гоголя, Достоевского, созданные композиторами в 60–70 годах прошлого столетия. В их числе и «Бедные люди» Г.С. Седельникова. Это произведение относится к жанру литературной оперы, так как создано на либретто, составленное из фрагментов неизменного текста литературного первоисточника.
В настоящей статье последовательно рассматриваются особенности романа Достоевского, либретто Седельникова и музыкального языка его оперы, в котором нашел свое точное воплощение язык литературных героев Достоевского. В аналитическом разделе статьи приведен целый ряд ритмоинтонационных формул, присущих музыкальной речи Макара Девушкина, центральной фигуры романа и оперы.
Как показано в статье, все эти формулы обладают общим свойством, для обозначения которого автор использует выражение «музыкальные канцеляризмы».

Ключевые слова: Достоевский, Седельников, литературная опера, ритмоинтонационные формулы, музыкальные канцеляризмы


Кощеева Марина Вячеславовна (Москва; e-mail: coscheeva.marina@yandex.ru)

Философия любви и пола в австро-немецких кабаре начала XX века: некоторые наблюдения   стр. 108

В статье рассматриваются некоторые аспекты философии любви и пола в австро-немецких кабаре начала XX века. Внимание исследователя фокусируется на идеях представителей неклассической философии Фридриха Ницше, Зигмунда Фрейда, Пола Вейнингера. Концепция бессознательного, эротическая энергия жизни и кризис духа — эти центральные темы рубежной эпохи нашли свое отражение в австро-немецких кабаре начала XX века.

Ключевые слова: философия любви и пола, философия жизни, Ф. Ницше, З. Фрейд, П. Вейнингер, австро-немецкая музыка начала XX века, кабаре


Сведения об авторах    стр. 116

Аннотации и ключевые слова    стр. 118

Требования к статьям    стр. 125