ISSN 2227-9997
Журнал
Выходит 4 раза в год
 

Текущий номер

2017 №3(22)

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальные проблемы музыкознания

Захарбекова Ирина Сергеевна (Москва; e-mail: i.z-bekova@yandex.ru)

«A la manière de…»: о некоторых особенностях стилизации у Мориса Равеля   стр. 3

В статье рассматривается такой тип равелевской стилизации, как работа «в манере». Анализируются фортепианные пьесы «В манере… Бородина» и «В манере… Шабрие».
Методология исследования носит комплексный характер, особое внимание уделено компаративному методу и контекстному анализу. Избранные пьесы рассматриваются в сравнении с их возможными моделями — произведениями русского и французского композиторов. Некоторые исследователи видят в стилизации Равеля литературные корни, проводя определенную аналогию между Равелем и Прустом. В качестве контекста его пьесам называется также сборник Поля Ребу и Шарля Мюллера. Упоминаются и музыкальные пастиши с таким же названием Альфредо Казеллы.
Стилизация — одна из особенностей композиторского метода Мориса Равеля. Подражая чужому языку и работая с чужими моделями, Равель следует особой творческой задаче — усовершенствовать собственное мастерство. Он смотрит не столько с юмористической точки зрения на избранную модель, сколько с точки зрения потенциала, который эта модель несет. Его стилизация демонстрирует чрезвычайную осведомленность и безупречный вкус композитора, а также особое видение им предмета, в связи с чем можно обратится к термину «остранение» В. Шкловского.

Ключевые слова: Равель, стилизация, подражание, Бородин, Шабрие, Пруст, работа с моделью, остранение


Эпохи и стили

Нилова Вера Ивановна (Петрозаводск; e-mail: inverafox@mail.ru)

«Финские композиторы»: традиция и время в финской биографике 1960-х годов   стр. 15

Предметом исследования статьи являются биографии финских композиторов, исполнителей, педагогов и музыкальных деятелей Мартина Вегелиуса (1846–1906) и Эмиля Кауппи (1875–1930), опубликованные в двухтомном издании «Suomen Säveltäjiä».
В отечественном музыковедении биографии Вегелиуса и Кауппи впервые рассматриваются в аспекте преемственности признаков биографического жанра, восходящих ко времени перипатетиков, что и определяет новизну содержания и ракурса исследования. Также вводятся в научный оборот малоизвестные имена финских композиторов. В результате исследования делается вывод о том, что жанровые признаки биографии сохраняют стабильность во времени и при этом позволяют биографу проявлять индивидуальность в отборе фактов, в интерпретации событий и их оценке.

Ключевые слова: биография, перипатетики, Плутарх, Светоний, Вазари, Вегелиус, Кауппи


Музыка ХХ века

Крейнина Юлия Вольфовна (Иерусалим; e-mail: msjul@mail.huji.ac.il)

«Зафиксировать процесс»: от мобилей Колдера к мобилям Лигети и Лютославского   стр. 25

Начало 1960-х годов было поворотным моментом в творчестве Лигети и Лютославского. Совершенно независимо друг от друга, оба композитора пришли к идее воспроизвести процесс трансформации музыкальной материи, или, как выразился Лигети, «зафиксировать процесс». Отнюдь не случайно Лигети и Лютославский в 1960-х годах заинтересовались мобилями Колдера. Среди композиторов, Лигети и Лютославский одними из первых обратили внимание на возможность создания также и музыкальных «мобилей».
Путь обоих композиторов к достижению этой цели показывают нам наброски Лигети и Лютославского, хранящиеся в Фонде Пауля Захера в Базеле (Швейцария). Сравнение набросков Лигети и Лютославского позволяет сделать существенные выводы о сходных чертах их творческого процесса. Во-первых, воображение обоих композиторов создавало очень четкие звуковые феномены уже на самой начальной стадии работы над сочинением, в момент формирования партитуры. Во-вторых, оба композитора, при всех различиях их подхода к музыкальной фактуре, нередко использовали для «фиксации процесса» кластеры, которые меняли свою высоту и/или плотность, иначе говоря, «кластеры, движущиеся в пространстве» (по определению Лютославского).
Создавая иллюзию свободной, непредсказуемой трансформации, иначе говоря, неуловимого перехода от одного звука, или звукового «пятна», к другому, Лигети и Лютославский не отказывались при этом от точной фиксации в партитуре каждого звука и сохраняли максимальный контроль над конечным звуковым результатом. По мнению Лигети и Лютославского, особенности индивидуальной нотации лишь помогают исполнителям точно воплотить замысел автора.

Ключевые слова: фиксация процесса, движущийся кластер, музыкальный мобиль, классики авангарда



Собакина Ольга Валерьевна (Москва; e-mail: olas2005@mail.ru)

Биография как миф: между амбициями и политикой. «Анджей Пануфник о себе»   стр. 35

Интрига вокруг побега с родины в 1954 году одного из наиболее талантливых польских композиторов ХХ века Анджея Пануфника (1914–1991) до сих пор обрастает все большими подробностями и толкованиями. Пануфник, как и многие композиторы нашего времени, внес существенный «вклад» в интерпретацию своего творчества, опубликовав автобиографию «Composing Myself». Однако версия, изложенная самим Пануфником, носит декоративно-политический характер. Она приукрашивает композитора как борца с тоталитарным режимом и скрывает реальные ситуации вокруг композитора, которые ныне, благодаря работе с разнообразными архивными данными, постепенно становятся достоянием общественности.
В процессе сбора материала использовались методы архивной работы и сравнительного анализа, исторический и культурологический подходы.
В надежде обрести творческую свободу Пануфник оказался за рубежом в тот момент, когда культурная политика в Польше изменилась кардинальным образом и композиторы получили неожиданную свободу выбора. Последствием его поступка стала многолетняя творческая изоляция, а его произведения вынуждены были долго ждать заслуженного признания сначала за рубежом, а потом — на родине. Пример «многомерной» интерпретации биографии Пануфника лишний раз свидетельствует о том, как важно стремиться изучить самые разнообразные материалы и источники рассматриваемого периода.

Ключевые слова: Анджей Пануфник (Andrzej Panufnik), «Andrzej Panufnik o sobie», Витольд Лютославский, Роман Палестер, польская музыка, музыка ХХ века, Леопольд Стоковский, польская симфония, радио ВВС, фестиваль «Варшавская осень»


Из истории зарубежной музыкальной культуры

Березин Валерий Владимирович (Москва; e-mail: berezin11@yandex.ru)

Преемственное право и музыканты французских королей   стр. 48

В статье объясняется преемственное право — survance — уникальное явление во французской юридической практике, которая позволяла передавать свои должности по наследству, продавать их родственникам, коллегам, работать по очереди с владельцем или делить обязанности службы. В предлагаемой публикации рассматриваются актуальные ситуации и подробности функционирования преемственного права на примере музыкантов французского королевского двора. Вся информация основана на документах эпохи, и в основном приводится впервые в русском музыковедении.

Ключевые слова: королевская Франция, преемственное право, правоведение эпохи Людовика XIV, музыканты французского двора


Музыкальный театр

Пилипенко Нина Владимировна (Москва; e-mail: n_pilipenko@mail.ru)

Жанровая система австро-немецкого музыкального театра первой трети XIX века сквозь призму теоретических воззрений эпохи   стр. 64

В статье рассматривается система жанров австро-немецкого музыкального театра первой трети XIX века в контексте представлений эпохи. Эта система предстает чрезвычайно запутанной, а суждения о ней, сложившиеся в более позднее время, мешают сегодня ее объективной оценке. Точка зрения музыкальных теоретиков и критиков первых десятилетий XIX века помогает прояснить ситуацию.

Ключевые слова: немецкая и австрийская опера начала XIX века, жанровая система, И. фон Мозель, А.Б. Маркс


Музыкальная педагогика

Ворон Борис Сергеевич (Москва; e-mail: voronbor@yandex.ru)
Тарасов Олег Владимирович (Москва; e-mail: oleg.tarasov.55@mail.ru)

Педагогическое наследие Александра Борисовича Позднякова   стр. 81

Статья посвящена педагогической деятельности заслуженного деятеля искусств России, старейшего профессора ГМПИ им. Гнесиных А.Б. Позднякова. Становление факультета народных инструментов, создание оркестра народных инструментов неразрывно связаны с именем этого человека. Александр Борисович воспитал целую плеяду своих последователей — выдающихся дирижеров и деятелей отечественной музыкальной культуры, педагогов высших и средних учебных заведений.
На основе методических работ Александра Борисовича, интервью с его коллегами и учениками, личных воспоминаний был осуществлен анализ его уникального педагогического опыта, показаны основные подходы и установки, составляющие суть его методики.
Данная работа является первой попыткой осмыслить педагогическое наследие музыканта. Она может служить методическим материалом для работы в дирижерских классах, а также импульсом для более масштабного и внимательного изучения опыта этого замечательного педагога.

Ключевые слова: дирижирование, педагогика, методика, оркестр русских народных инструментов, Российская академия музыки имени Гнесиных


Музыкальная психология

Бриль Тамара Лазаревна (Москва; e-mail: gnesinsound@gmail.com)

Некоторые аспекты работы звукорежиссера с исполнителями   стр. 85

Статья посвящена некоторым аспектам работы звукорежиссера с исполнителями во время записи. Рассмотрены возможные сценарии развития событий, возникающие проблемы и пути их решения. Даны рекомендации по организации рабочего процесса.
Материал основан на практическом опыте автора. Выводы и рекомендации базируются на выдержках из научной литературы из области психологии.
Статья будет полезна как звукорежиссерам, так и исполнителям.

Ключевые слова: звукорежиссер, звукорежиссура, звукозапись, монтаж, психология, музыкант, исполнитель


Событие

Сусидко Ирина Петровна (Москва; e-mail: lspriv@mail.ru)
Нагина Дана Александровна (Москва; e-mail: dnagina@mail.ru)

Всероссийская научная конференция «Техника музыкальной композиции: “свое” и “чужое”» в Российской академии музыки имени Гнесиных   стр. 89

Статья представляет собой рецензию на крупное научное мероприятие, прошедшее в Российской академии музыки в апреле 2017 года — Всероссийскую конференцию «Техника музыкальной композиции: “свое” и “чужое”». Организованная силами преподавателей кафедры аналитического музыкознания (председатель оргкомитета — доктор искусствоведения Л.Л. Гервер), конференция имела большой резонанс среди ученых-музыковедов. Ее участниками стали преподаватели, аспиранты и студенты ведущих музыкальных вузов страны. Проблематика представленных докладов охватывала круг различных композиторских «диалогов» — мировоззренческих, концептуальных, сюжетных, языковых, — а также сферу собственно техники музыкальной композиции и применяемых в ней интертекстуальных приемов и средств (цитат и автоцитат, стилевых и тематических аллюзий, намеренного и бессознательного заимствования, пародий и обработок). Программа состояла из четырех крупных тематических блоков. Первый сформировался из сообщений, связанных со старинной музыкой XV–XVIII веков. Второй составили доклады о творчестве композиторов XIX — первой половины XX века. Третий раздел был посвящен новейшей музыке второй половины XX — начала XXI века. Участники последней секции представили общеэстетические и философские интерпретации темы «свое» и «чужое» в композиторском творчестве. Материалы конференции планируется опубликовать в первых выпусках нового сетевого периодического издания РАМ им. Гнесиных «Современные проблемы музыкознания».

Ключевые слова: техника музыкальной композиции, свое и чужое, интертекстуальность, диалог, цитата, автоцитата, заимствование, аллюзия, Российская академия музыки имени Гнесиных


Сведения об авторах    стр. 94

Аннотации и ключевые слова    стр. 98

Требования к статьям    стр. 107